Величайший художник XVIII века, яркий представитель итальянского рококо Джованни Баттиста Тьеполо (1696--1770) раскрывается с неожиданной стороны. Полотно «Голова старика» из собрания Курской картинной галереи никак не характеризует Тьеполо как «венецианского декоратора» со стандартным набором сложной многоплановой композиции, радостными голубыми цветами и контрастными световыми эффектами. Но в том – её ценность. Редко когда еще Тьеполо удавалось столь явно выявить степень своей преемственности мировой плеяде мастеров живописи. Никогда более тени прошлого так явно не угадывались в его работе.
Тематически не сложно проследить параллели с другим  великим итальянцем Леонардо да Винчи. Помимо композиционного сходства со «Святым Лукой» Франса Хальса, можно отметить энергию мазков, особенно в светах. Подобные эффекты – безусловно, дань караваджизму в целом, но технически они исполнены так, как мог позволить себе только Рембрандт. Как подлинный шедевр картина позволяет множить список подобных параллелей сколь угодно долго. При этом работа обладает своим особым неповторимым ореолом.
Тьеполо удалось использовать и подчеркнуть рельеф живописного мазка как ясно читаемую и осязаемую форму, связанную с изображением. Перед нами старик – не младенец. Наш взгляд ударяется в эту фактуру и, медленно борясь с рытвинами и ухабами, все быстрее и быстрее поглощает живопись. Однако поверх крупных мазков положено несколько слоев тончайших лессировок. Эти верхние прозрачные слои заставляют живопись светится, она кажется почти акварелью. Они вносят порядок в некий технический хаос, снова приводят разогнавшийся ритм к покою. Но извивающийся контур силуэта, недосказанность деталей, рваные линии: все они диктуют другую музыку; и несуществующее движение снова ускоряется…
Подобные картины на грани безрассудства, необычные в ряду прочих работ, порождают загадку многочисленных интерпретаций и скрытых смыслов. Такие откровения в живописи встречаются не часто. В подтверждение тому: через некоторое время Тьеполо написал аналогичный по композиции, ракурсу и силуэту портрет пожилого сановника, ныне находящийся в собрании Пражской Национальной Галереи. Портрет отточен и сделан, безусловно красив и эффектен, однако, на наш взгляд, лишен уже всякой тайны, которая присуще нашему полотну.

    Сертификат на копию с картины Джованни Баттиста Тьеполо